[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ПОТАЙНОЙ САД » Потайной Сад » ЧуДо (О природе и смысле слова ЧУДО)
ЧуДо
zaharurДата: Воскресенье, 22.08.2021, 09:59 | Сообщение # 1
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Ahimsa ()
А слово " чудо", " чудеса" какое имеет происхождение? Отличаются ли эти явления? Чем?
И в еврейском (Ветхий завет), и в греческом (Новый завет) тексте Библии понятие "чудо" выражается двумя разными словами, которые часто на русский язык переводятся одинаково: чудо. Это так же, как и с любовью, которая в греческом может быть "эрос", "филео" и "агапе", и, соответственно, иметь разные смыслы, но при переводе на русский всё становится одним - "любовью", без различения этих нюансов. Как объясняет автор этой статьи, и в еврейском, и в греческом одно слово "чудо" указывает на какое-то объективное событие, происшедшее в видимом мире, тогда как второе на субъективное переживание, ощущение чего-то дивного, необычного. То есть, первое "чудо" - это чисто внешний знак, "знамение", тогда как второе - это, скорее, внутренний восторг от видения, понимания, ощущения того дивного, чудесного, что может быть и не связано с какими-то внешними знамениями, но субъективно ощущаться нами как что-то чудесное, дивное, необычайное. Так, например, для кого-то красота и гармония божественного творения, а также ощущение провидения Божьего уже вызывает понимание, что это самое настоящее чудо и вызывает соответствующий внутренний восторг. Тогда как другой абсолютно слеп и равнодушен к таким вещам (как крыловская свинья под дубом) и ему требуется явный внешний знак, знамение (чтобы звёзды выстроились крестом на небе, например и т.п.)

Примечательно, что русское слово "чудо" состоит из двух слогов. Первый - это междометие ЧУ, которое означает "призыв обратить чьё-либо внимание на какой-либо звук, прислушаться к чему-либо". Второй же слог, ДО есть начальный звук музыкальной гаммы, а также предлог и приставка, отсылающая к чему-то предшествовавшему, совершившемуся прежде. Одновременно с этим этот же предлог/приставка обозначает пополнение чего-либо до требуемой нормы, до нужной меры. "Указывает на пространственный, временной или количественный предел действия, движения, состояния и качества".
То есть, с одной стороны "ДО" ретроспективна и обращает наше внимание на нечто изначальное, что было прежде, что служит основой "гаммы" и её "первым звуком". На некую изначальную красоту и гармонию.

"Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Неужели навсегда престала милость Его и пресеклось слово Его в род и род? Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? И сказал я: «вот мое горе — изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних; буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяния..." (Псалом 76)

С другой стороны, гамма, начатая с ноты ДО, ей же и должна закончиться. Но только звучать она будет уже на октаву выше, то есть, в более высоком, тонком измерении. Есть анекдот про то, как девочка играла на пианино гамму, а папа сидел рядом и читал газету. И вот она доиграла до ноты "си" и убежала. Папа же какое-то время ещё терпел, потом резко встал, отшвырнул газету, подошёл к инструменту и нажал недостающую верхнюю ДО. sml
Это хорошо иллюстрирует ту мысль, что пока вся гамма не будет завершена и не закончится тем же звуком, который был в начале, только на порядок выше, чувство дисгармонии и несовершенства (незавершённости) не даст душе покоя.

Так что призыв напрячь, сосредоточить свой слух (ЧУ), чтобы услышать изначальное ДО и его верхний "обертон" весьма связан с пониманием истинной природы и смысла слова ЧУДО. sml
 
AhimsaДата: Понедельник, 23.08.2021, 10:27 | Сообщение # 2
Группа: садовник
Сообщений: 466
Статус: Offline
Цитата zaharur ()
Так что призыв напрячь, сосредоточить свой слух (ЧУ), чтобы услышать изначальное ДО и его верхний "обертон" весьма связан с пониманием истинной природы и смысла слова ЧУДО.

Спасибо, Владимир. Очень красивое и интересное объяснение.
Поскольку я считаю, что " слово" - часть жизни и само по себе является отдельной живой формой, имеющей все основные проявления жизни: рождение, развитие, смерть, то и относиться к " слову" необходимо как к живому. И как любой живой объект, " слово" вызывает чувства, эмоции и ощущения у субъекта. Поэтому, пытаясь понять значение того или иного слова, помимо научного познания ( этимологии), нельзя не учитывать чувства, которые оно вызывает. Т.е. " слово" , как любой живой объект заслуживает разностороннего рассмотрения. И все равно, вероятно, не может быть познано до конца, как минимум в виду своей бесконечной изменчивости.
Слово " волшебство" вызывает у меня ощущение деятельности, какого то происходящего или произошедшего процесса. За этим словом стоит некто, кто этот процесс совершает. В этом слове чувствуется " нашёптывание", т.е.что то такое тайное, скрытное. В нем есть мимолётность и быстротечность.
Тогда как " чудо" вызывает у меня чувство факта, который безусловно, бесспорно, просто есть. Оно убедительно, явно, смело и непоколебимо.
 
zaharurДата: Вторник, 24.08.2021, 06:56 | Сообщение # 3
Группа: маленький фонарщик
Сообщений: 5681
Статус: Offline
Цитата Ahimsa ()
Поэтому, пытаясь понять значение того или иного слова, помимо научного познания ( этимологии), нельзя не учитывать чувства, которые оно вызывает. Т.е. " слово" , как любой живой объект заслуживает разностороннего рассмотрения.
Спасибо большое, Марина, я точно так же думаю. Истинная этимология слова порой не имеет ничего общего с научным познанием. Которое зачастую бывает ничем иным, как препарированием мёртвой буквы. Слово живёт только в паре с Духом, его наполняющим. А "Дух дышит где хочет, и голос его слышишь", то есть живёт вне человеческих рамок и понятий, этакий фрилансер, вольный художник. Главная же функция Духа - животворить, оживлять. Тела, имена, слова, смыслы. Где чувствуешь дыхание духа жизни, где явление красоты и гармонии, где сердце зажигается каким-то светлым и чистым внутренним огнём - там и истина рядом. А где свод мёртвых букв, с якобы правильно установленными корнями, - там зачастую лишь смердящий запах склепа.
Но, возвращаясь к чуду, вспомним и про
Цитата Ahimsa ()
" чудеса"
Важно заметить, что это не множественное, а двойственное число. В древнем русском языке было, как и в иврите, три числа. Одно из них - двойственное, или парное. Оно имело окончание "-а". Слова "глаза", "ушеса" (а не "уши"), "колена", "плеча", "небеса", "чудеса" - это всё парные, двойственные вещи.

"и преклонив колена, помолились"
"платок упал с её головы на плеча"


В последствии (по мере профанации языковых явлений) двойственное число было упразднено в русском языке, за ненадобностью. И, вместе с этим, был выкинут важнейший смысловой пласт. И в душе осталась зияющая дыра, наполненная тоской по этому явлению. Как хорошо и просто сказал об этом автор нижеприведённой лингвистической сказочки:

"Когда Единственное Число затоскует в своем одиночестве, а Множественному, в тесноте и сутолоке, захочется побыть одному, они вспоминает о Двойственном Числе, которого давно уже нет в грамматике, но которое, может быть, только и было в ней по-настоящему счастливым.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик… Дело не в гвоздике этом самом — мало ли что между двумя посередине случается! — а в том, что когда двое, как-то не чувствуешь одиночества… И тесноты не чувствуешь… Потому что — вдвоем…

Два сапога пара… Два друга — хомут и подпруга… Тут и хомут не хомут, а венец свадебный, а подпруга — такая подруга, с которой не страшен самый далекий путь… Может быть, Двойственное — именно то число, которое грамматике нужно для счастья?

Но оно ушло, исчезло, сгинуло: счастье ведь не бывает долгим. И остались в грамматике лишь Единственное Число в своем одиночестве и Множественное — в своей тесноте…

Но — откройте пошире глаза… Посмотрите на леса, на луга, на облака… особенно на то, как они пишутся. Разве лесА, лугА, облакА, да и те же глазА не напоминают вам Двойственное Число? Два лесА, два лугА, два облакА, два глазА? Ведь во Множественном должны быть лесЫ, лугИ, облакИ, глазЫ. Такими они и были много столетий, пока не воскресла в них форма Двойственного, тоска по Двойственному, давным-давно исчезнувшему и забытому Числу…

Потому что в жизни ничто не забывается и ничто не исчезает,

И когда вы говорите: шоферА, инженерА, прожекторА, — вы, конечно, грамматически ошибаетесь, но по-человечески вас можно понять. Это тяга к Двойственному Числу, которого не могут заменить ни одиночество Единственного, ни суета и теснота Множественного, — вечная наша тяга к Двойственному Числу, без которого даже грамотный человек не может быть достаточно счастлив."


(источник: https://u.to/WV_NGw )

Поэтому, чудеса - это уже напоминание о том, что у каждого звука есть его высшая пара, его небесный обертон. Что нижняя "ДО" обретает значение и цельность лишь в паре с верхней "ДО", без которой гамма не имеет своей законченности, завершённости и, стало быть, смысла. Одно дело небо, другое - небеса. Одно дело чудо, другое - чудеса. Первое звучит, как одинокая нота, пусть даже и тоника, основная ступень. Второе же - это уже аккорд, торжествующая гармония, цельность и совершенство.
 
AhimsaДата: Вторник, 24.08.2021, 13:50 | Сообщение # 4
Группа: садовник
Сообщений: 466
Статус: Offline
Цитата zaharur ()
Важно заметить, что это не множественное, а двойственное число. В древнем русском языке было, как и в иврите, три числа.

Спасибо огромное за информацию, я не знала об этом. И сразу же мысли заработали в направлении явления " двойственности" в самых различных сферах жизнедеятельности. И действительно эта самая " двойственность" порой вызывает тревогу , желание во что бы то ни было избавиться от нее. А, оказывается, надо просто принять ее, как совершенно естественное и, вероятно, единственно возможное состояние.
 
Форум » ПОТАЙНОЙ САД » Потайной Сад » ЧуДо (О природе и смысле слова ЧУДО)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: