www.radiobells.com #radiobells_script_hash
 www.svetlica.in  Среда, 17.07.2019, 03:47 Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |Приветствую Вас Гость | RSS | Узнать что играет
    
           
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ФОРУМ КАМЕЛЁК » Потайной Сад » Усик бенинказы
Усик бенинказы
zaharurДата: Среда, 22.08.2012, 23:42 | Сообщение # 1
Группа: фонарщик
Сообщений: 4558
Статус: Offline
Прочитал в книге Ф.Патури "Растения - гениальные инженеры природы" об усике бенинказы (это такой вид тыквы, называемой ещё "восковая тыква") :
---

«Технически совершенен и едва ли нуждается в улучшении механизм лазания у многих видов тыквенных. Сочетание в единой комбинации специальных органов поиска и захвата, с одной стороны, и весьма хитроумной системы «осязания» и регулирования — с другой, представляет собой в высшей степени изящное решение довольно-таки непростой задачи. Созданные человеком техника автоматического управления промышленными процессами или оборудование для точного регулирования работы механизмов уступают растениям в своей эффективности. Растение при этом решает задачу тройственного характера. В первую очередь ему нужно найти подходящую опору, затем прочно закрепиться на ней и, наконец, позаботиться о том, чтобы механические нагрузки, создаваемые ветром либо движением самой опоры, не нарушали обретенной устойчивости. Реализация «технического задания» происходит в три этапа. Для того чтобы отыскать необходимую точку опоры, надо, прежде всего, провести систематическую и тщательную рекогносцировку окружающего пространства. Ее обеспечивает у растения специальный хватательный нитевидный орган — усик. Сразу же после появления усик растет строго вверх, но затем изгибается и, заняв горизонтальное положение, начинает, подобно часовой стрелке, совершать круговые движения (фото).



У бенинказы (Benincasa hispida), фотографию которой вы только что видели, усики, совершающие поиск, имеют небольшую длину, всего 15 сантиметров. Но в тропических лесах можно встретить растения, у которых длина подобных структур достигает уже 1—2 метров. Каждый час меняя свое положение, этот рукообразный отросток в поисках места прикрепления буквально ощупывает пространство, ограниченное кругом диаметром 2—4 метра. Найдя подходящую опору, усик тотчас же при помощи вращательных движений обвивает ее и плотно к ней прижимается.
У вьющихся тропических растений, испытывающих механические нагрузки уже под действием своей собственной тяжести, позже происходит утолщение усика в месте его прикрепления к какой-либо поверхности. Это еще более упрочивает его контакт с ней. Закрепившись, усик, словно винтовая пружина, многократно завивается вокруг опоры в процессе дальнейшего роста (фото 2).



Будучи жестко закреплен с двух сторон, усик закручивается в своей средней части, причем он может виться и направо и налево. В конечном счете образуется прочное, эластичное и к тому же подпружиненное соединение растения со своей опорой.
Но этим далеко не исчерпываются технические возможности усиков тыквенных растений. Ко всему прочему они обладают исключительным «чутьем» распознавать места, где можно или, напротив, нельзя надежно закрепиться. Эксперименты показали, что опора с очень гладкой поверхностью, например стеклянная палочка, оставляется растением без внимания. Оно не в состоянии здесь прочно и надолго удержаться. Усик предпочитает шершавую поверхность. Но если позволить усику на одно мгновение коснуться ее, а затем предмет убрать, то он вначале самопроизвольно реагирует на касание изгибом, но уже очень вскоре автоматически выпрямится и продолжит поиск. Феноменальный технический талант усиков в полной мере может оценить только специалист в области автоматического регулирования и следящих систем. Ему хорошо известно, что при столь незначительных издержках практически невозможно создать техническую систему, которая была бы столь же совершенна, как и системы, наблюдаемые у растений.
И еще: если усик не находит опоры, он свертывается и увядает — растение не нуждается в органе, который более не выполняет своей функции. Но те усики, которые смогли за что-то ухватиться, со временем утолщаются и в конце концов одревесневают. Старые, одревесневшие отростки с трудом можно оторвать от предмета-опоры. Они в высшей степени прочны, а благодаря пружинной связи с опорой одновременно и необычайно эластичны. Весь процесс развития усиков протекает прямо у нас на глазах, в течение каких-нибудь нескольких дней: усики вырастают и начинают искать точку опоры. Если они не выполнят своей «миссии», их судьба печальна: они быстро увядают, а растение забирает заключенные в них ценные вещества. Напротив, в те усики, которые сумели найти опору, растение инвестирует добавочный материал. Природа не допускает создания расточительных или ошибочных конструкций».

---

Этот усик бенинказы напоминает человеческий дух и ту работу, которую ему предлежит выполнить в течение отпущенного срока жизни. Совершенно не случайно этот усик совершает свою работу в поисках опоры словно бы оббегая некий циферблат. Это определённый круг времени, который можно рассматривать в микрокосме текущего дня (некая «малая орбита»), или в макрокосме всей человеческой жизни («большая орбита»), - и то и другое есть часовой жизненный круг, связанный с циклическим движением солнца. И то и другое есть отпущенный круг времени, во время которого человек должен совершить свою работу: найти свою опору и тщательно прикрепиться к ней:

Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад.
Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

(Пс.103:19-23)

Казалось бы, со стороны Творца бенинказы прослеживается некий нерациональный ход: почему в столь совершенной природе, где в иных случаях всё делается самым оптимальным путём и с минимальными затратами энергии, здесь мы видим словно бы лишние затраты сил и времени? Почему бы усику бенинказы не «увидеть» сразу (химическим или каким-то другим путём), где находится его опора, и не устремиться к ней кратчайшим путём, без этих, казалось бы, ненужных оббеганий по невидимому циферблату? Сколько тратится лишней энергии на этот поиск, который, к тому же может и не увенчаться успехом и тогда все предшествующие тщательные искания будут как бы напрасны? Меня всегда особенно удивляла концовка самого большого 118 Псалма. Пожалуй, ни в каком другом Псалме не выражено столь длительное и усердное искание Творца, но вместо логического завершения этого пути, мы наталкиваемся в итоге на такую вот концовку:

«Я заблудился, как овца потерянная,
Взыщи раба твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»


Сколько бы человек ни искал свой Источник жизни, и какой бы путь он при этом ни прошёл, сама встреча, и весь конечный итог этих исканий будет зависеть исключительно от Его милости. Встреча эта произойдёт отнюдь не при запланированных обстоятельствах, но тогда, когда это угодно Творцу. У каждого есть свой, назначенный ему час этой встречи, который человек не может перенести ни на более ранний, ни на более поздний срок.

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите…»
(Матф.20:1-7)

Не существует «кратчайшего пути» к этой встрече с «Хозяином виноградника», не существует каких-либо катализаторов, ускорителей этого процесса ожидания, нет и не может быть каких-либо рациональных ходов со стороны человека, могущих отодвинуть или приблизить то, что назначено Свыше. Не по своему желанию вступает музыкант в оркестре играть свою партию, но делает это в назначенный ему момент, по мановению дирижёрской палочки, взмах же этот сообразен написанному в нотах.
В ожидании этой встречи может пройти длительное количество времени, и эта «потеря времени» может показаться нашему уму весьма нерациональной. За этот период можно исколесить весьма значительную орбиту, израсходовав при этом немало жизненных сил, но, при этом, за всё то время не встретить на своём пути никакой опоры. Зачем лежал больной у купальни 38 лет, пока не встретился со Спасителем? Ведь он потратил «напрасно» столько времени, которое мог бы посвятить на служение Ему! Почему Спаситель не встретился на его жизненном пути значительно раньше? То же относится и к согбенной «дочери Авраама», 18 лет ожидавшей своего избавления, пришедшего к ней в День Шаббата. Да и, собственно говоря, ко всем прочим сыновьям и дочерям Авраама, и к нему самому – тому, кто «долготерпев, получил обещанное». Стало быть, этот «напрасный путь», полный томительного ожидания и напряжённого поиска в высшей степени необходим, и является обязательным преддверием желанной Встречи? Стало быть, это отнюдь не тщетно потраченные время и силы, но весьма необходимый и неизбежный процесс, который должна в той или иной степени (каждому – по его силам) пройти всякая ищущая Его душа. Никакой «быстрой кухни» и никаких «хот-догов» в этом деле не допускается. Спасение души меньше всего напоминает китайский конвейер по производству ширпотреба, где важнее всего скорость и количество, где всё должно быть выполнено в минимально короткие сроки. Обретение своей Опоры всегда связано с ожиданием и длительным поиском, срок которого Установлен индивидуально.

С другой стороны, усик бенинказы учит нас тому, что в отпущенный человеку определенный период, он должен производить прилежную работу поиска. Усик, так и не взыскавший своей опоры, в конце концов, атрофируется и иссыхает, отпущенные ему для поиска инвестиции жизненных сил, возвращаются в своё Лоно, чтобы быть отданными другим ищущим усикам, или для укрепления тех, которые уже взыскали свою Опору и теперь утверждаются вокруг неё:

...итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:28-30)

Тот, кто тратил свои жизненные соки действительно на поиск своей Опоры, в конце концов непременно взыщет её, даже если пройдёт путём как бы напрасных исканий и блужданий.

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее:
любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости:
обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел, Господь благословит его;
служащие ей служат Святому, и любящих ее любит Господь;
послушный ей будет судить народы, и внимающий ей будет жить надежно;
кто вверится ей, тот наследует ее, и потомки его будут обладать ею:
ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь
и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами;
но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его
и откроет ему тайны свои.
Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его.
(Сир.4:12-22)

Весь приобретённый во время искания жизненный опыт впоследствии пригодится ему и будет использован для высших целей:

Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей:
пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда,
сердце мое радуется о ней; нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей.
Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя; мне был успех в ней.
Воздам славу Дающему мне мудрость.
Я решился следовать ей, ревновал о добром, и не постыжусь.
Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен;
простирал руки мои к высоте, и сознавал мое невежество.
Я направил к ней душу мою, и сердце мое предал ей с самого начала -
и при чистоте достиг ее; посему не буду оставлен ею.
И подвиглась внутренность моя, чтобы искать ее; посему я приобрел доброе приобретение.
В награду мне Бог дал язык, и им я буду хвалить Его.
Приблизьтесь ко мне, ненаученные, и водворитесь в доме учения,
ибо вы нуждаетесь в этом, и души ваши сильно жаждут.
Я отверзаю уста мои и говорю: приобретайте ее себе без серебра;
подклоните выю вашу под иго ее, и пусть душа ваша принимает учение; его можно найти близко.
Видите своими глазами: я немного потрудился - и нашел себе великое успокоение.
Приобретайте учение и за большое количество серебра, - и вы приобретете много золота.
Да радуется душа ваша о милости Его, и не стыдитесь хвалить Его;
делайте свое дело заблаговременно, и Он в свое время отдаст вашу награду.

(Сир.51:18-38)

***



Для чего ты, усик бенинказы
Оббегаешь круг усердно свой?
Почему не устремишься сразу
Ты к заветной цели по прямой?

Для чего ты столько силы тратишь
И энергий лишних столько жжёшь
Ведь, глядишь, опору и не схватишь,
И напрасно весь свой круг пройдёшь?

И пройдя одиннадцать делений
В безуспешных поисках своих
Вдруг поймёшь, что через пять мгновений
Ты внезапно станешь вял и тих

Заберутся жизненные соки,
Оттекут к источнику назад
И увянешь ты, один из многих,
Так и не увидевших свой Сад.

Нет, – ответил усик бенинказы,
Не напрасен ныне мой виток:
Нынешних моих исканий фаза
Есть венца конечного залог.

Я центростремительною силой
Чрез витки исканий заряжусь,
и взыскав затем свой стебель милый,
Вкруг него надёжно обовьюсь

Обниму его я, как руками
Вкруг него танцуя хоровод,
Там с большими жёлтыми цветами
Я узрю огромный спелый плод

Пригласим всех ближних и всех дальних
Вмиг исчезнет скорбь минувших дней,
И поверь, что будет ещё праздник
На спиральной улице моей!

---
Прикрепления: 2700637.jpg(65.2 Kb) · 6978929.jpg(63.0 Kb) · 0332942.jpg(22.1 Kb)
 
Форум » ФОРУМ КАМЕЛЁК » Потайной Сад » Усик бенинказы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: