Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.
Попытаемся разобраться, что дал человеку научно-технический прогресс.
Как жили праотцы, не знавшие научно-технического прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.
Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и по знать такое блаженство, которое никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей. Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.
О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же, о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.
О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.
Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический прогресс не решил.
Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение - это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц — издерганные нервы и "едущая крыша", но вряд ли такими изменениями можно гордиться.
Другая благородная цель, которую ставили приверженцы научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли. Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.
Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым. Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца "мерседеса".
К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удается.
Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.
Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.
Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле, без компьютера уроки не сделать.)
Итак, реального движения к поставленным целям не происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный в жизнь продукт научно-технического прогресса. Мы как будто бежим изо всех сил вперед, но остаемся на месте.
В чем же причина этого бега на месте? Чтобы ответить на этот вопрос подробно, потребовался бы отдельный трактат, но можно указать три основные причины, а каждый читатель пусть сам попытается проследить действие этих причин в окружающей жизни.
Первая причина коренится в человеческой природе, которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не под влиянием научно-технического прогресса, но под действием совсем других сил. Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а материальные блага, сколько их не давай, насытить ее не способны. С другой стороны, душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям. Страсти эти, бушуя в душе отдельного человека и в обществе в целом, не позволяют правильно использовать плоды научно-технического прогресса.
Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства. Здесь мы должны вспомнить еще одну задачу, поставленную человеком перед научно-техническим прогрессом,— вернуть утраченную при грехопадении власть человека над природой. Отметим, что власть эта понимается как насильственно добываемая в некой войне с природой. Вспомним, например, хорошо знакомый всем старше сорока висевший в школах плакат: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача". Вспомним слова песни В. Высоцкого о физиках: "Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра..." Вспомним, наконец, стихи для детей младшего возраста, написанные С. Маршаком о строительстве Днепрогэса: "Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру... Но ответила вода: ни за что и никогда". Становится ли человек победителем в этой войне? С одной стороны, он в чем-то покоряет природу. С другой - дерзко нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания человека.
Можно ли организовать экономическую жизнь, используя все достижения человеческого разума, но в содружестве с природой? Да, и примеры такого экономического устроения жизни являют нам некоторые монастырские хозяйства. Особенно яркой иллюстрацией служит Соловецкий монастырь, где монахи в суровых условиях Приполярья сотворили настоящее чудо. На Соловецких островах, до появления монахов вообще не пригодных для постоянного жительства, зацвели сады, яблоки из которых подавались к самому царскому столу. Следы монастырского благоустройства Соловецких островов видны и сейчас и поражают воображение даже далеких от веры экскурсантов, приезжающих в эти святые места. К сожалению, магистральный путь развития цивилизации пошел в другом направлении.
В Божием мироустроении учтено все, а человек не в состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих усилий. Это техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас локально, но грозят поразить глобально. Это загрязнение среды обитания человека и истощение энергетических ресурсов, это уничтожение животного и растительного мира и изменение климата. Техногенное изменение климата привело к тому, что уже сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение осажденного города, и хотя научно-технический прогресс дал человеку мощные средства защиты от стихийных бедствий, он же сделал человека и более уязвимым. Ведь теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а все это подвержено разрушительным ударам стихии.
Третья причина заключается в том, что поскольку цели научно-технического прогресса не соответствуют Божиему определению о человеке, то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество, как нам повествует Библия (Быт. 11, 1-9), уже попадало при строительстве вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд. С высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то определенной поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до духовного неба, то есть места обитания Бога и ангелов, никакой башней невозможно (хотя и сегодняшняя атеистическая пропаганда в своих примитивных формах доходит до высказываний типа: "В космос летали, а Бога не видали".) Да, затея с башней крайне наивна, а не такой ли наивной глупостью выглядят планы достичь человеческого счастья с помощью кучи материальных благ? Это наивно и глупо не только с точки зрения библейского учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта. Более того, этот план пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей научно-технического прогресса, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради хлеба насущного.
Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди, не просвещенные библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть на мир. В западной литературе возник целый жанр "антиутопии", где писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия человечества.
Обсуждение проблемы научно-технического прогресса можно было бы продолжать еще очень и очень долго, но, как нам кажется, мы указали основные направления мысли, которые читатель может развивать самостоятельно, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в мире. Для многих, в том числе и для многих чад Церкви, приведенные выше соображения покажутся странными или даже отталкивающими, так как представление о пользе научно-технического прогресса прочно укоренилось в человеческой идеологии. Однако на деемся, что и таким читателям мы подсказываем новые темы для размышлений, и самостоятельная работа мысли может разрушить в них устоявшиеся стереотипы.
С самого утра, под пение птиц, ты падаешь с неба. Падаешь на кровать, сонно и бессмысленно потирая красные от напряженного полета глаза. Пробуешь дотянуться до будильника, но вскоре безнадежно оставляешь его в покое. Бредешь в одном тапке на кухню минуя ванную комнату, пробуешь сварганить кофе. Крепкий, чернее той ночи, откуда ты только что упал. Понимаешь, что опаздываешь — и вот, начинается Пляска Жизни. Полная шаманской эстетики, с каждым движением Пляска все нарастает и нарастает. Она выталкивает тебя из дверей словно пробку, гонит в диком танце в зёв метро, и обязательно в этой Пляске ты должен потерять что-либо. Ключи, деньги, зонтик — все, что только придет в голову, и все, что только можно потерять.
Под ритмичные, словно африканские, звуки втискиваешься в метро — и что же? В этом самом метро все танцуют! Как же легко, как же непринужденно ты вливаешься во Всеобщую Пляску! Будто и жил ею всегда! Твои глаза начинают блестеть, тело извивается в унисон соседям, а сверху поглядеть — клубок змей швырнули в дыру! На каждой станции клубок плюёт длинные вереницы таких, как ты, и с очередной вереницей суждено уйти и тебе. Но лишь для того, чтобы увидеть перед собой новые двери, уже успевшие стать ненавистными. Работа окутывает нежно, берет за плечи, затем швыряет тебя из коридора в коридор, и существует только одна команда: «бегом-бегом!». Словно кольчугой, скован телефонными линиями, в руках трубка — меч, и шлем на твоей голове — ненадежная скорлупа слов. Начинается Пляска Войны.
В каждом человеке скрыт воин. На рабочем месте это становится понятно, как дважды два. И только на рабочем месте ты можешь сбросить с себя все приличия благоденствующего мира, погрузится в изматывающую схватку, почувствовать себя варваром. Бьешь, колешь, рубишь, разишь наповал невидимых врагов. Ритм растет, кровь бурлит, отдавая себя всю сверкающей стали слов и дел. Ты просто физически неразделен с этой бурной дракой, Пляска Войны делает тебя нервным и непокорным животным. Напряжение, напряжение, напряжение сквозит отовсюду, увеличивая темп до тех пор, пока-все-не-сольется-воедино-и-ты-не-почувствуешь-что-пора-кончать-все-чаще-поглядываешь-на-такой-важный-предмет-как-часы-и-вот...Заветная цифра «6», магическая цифра «6» на часах заставляет тебя упасть на стул, утирая пот и кровь со своего рабочего инструмента войны. Нету времени жалеть, и больше не осталось секунд ненавидеть — тебе пора домой.
Возвращаясь, каждый раз с опаской входишь обратно в метро. Боишься, что сейчас повторится утренняя феерия — едва ли ты её переживешь сегодня еще раз. Но Пляски нет, ибо все силы отданы Схватке, и ты бездумно вплетаешься в клубок усталых змей, чувствуешь себя счастливым среди этих тёплых кукол вокруг, плывешь по подземным аллеям подгоняемый волной, приходишь домой, устало падаешь на диван, и засыпаешь. Спокойной ночи тебе, человек!
А ночью у тебя вырастают крылья. Ты взлетаешь, делаешь острожный круг по комнате, привыкая к необычным ощущениям легкости. Затем, поднимаешься все выше и выше, ночной Икар — ты опять дышишь пламенеющими звездами. Ночь завораживает, притягивает к себе, и так не хочется возвращаться в это пекло под названием «рутина». Но крылья хрупки, и вот — наступает момент, когда ты вновь и вновь, под пение птиц, падаешь с неба... С добрым утром тебя, человек с такими ненадежными крыльями!
– «Сможете ли вы прямо сейчас отказаться на неделю от использования всех электронных устройств и гаджетов?»
Да, я имею ввиду телефон, ноутбук, компьютер, навигатор, телевизор, игровую приставку, СВЧ-печь и другие полезные устройства, которыми наполнена жизнь обитателей любого, даже не самого большого, города.
Какой ответ пришел вам самым первым? Что вы почувствовали в этот момент?
Сопротивление? Страх? Непонимание?
Разум сразу начинает метаться в поисках аргументов для отрицательного ответа на этот вопрос.
Если не использовать мобильный телефон, как тогда выходить на связь? Даже маме не позвонить, а она будет волноваться…
Без интернета неделю? Так все же там – друзья в социальной сети, новости, а погоду как узнать? А почта? Там же за неделю столько писем накопится, что за месяц потом не разгребешь…
Навигатор отключить? А пробки как объезжать? А маршрут где посмотреть? Карта? Бумажная??? Вот еще – архаизм…
И вообще – работать как тогда? А если не работать – то где деньги взять на то, чтобы эту неделю прожить?
Точно такой же вердикт вынес мой разум, когда к нам пришла идея сделать серию путешествий с полным отключением от системы и маятников.
Жизнь среднестатистического горожанина состоит из череды решения постоянно возникающих вопросов и проблем. Каждый день происходит множество событий – проходят встречи, звонит телефон, приходят сообщения на электронную почту, обновляются статусы друзей в социальных сетях, появляются новые рекламные баннеры на улицах… Вот она – кипящая и бурлящая жизнь большого города! О ней мечтают многие жители небольших городков и деревень.
А верно ли обратное? Мечтают ли жители больших городов покинуть цивилизацию? Пожить какое-то время в условиях дикой природы? В лесу, например?
Как правило, уже такая мысль вызывает неприятное состояние. Ну, а если в этом лесу не ловит сотовая сеть и нет Wi-Fi, то состояние уже становится близким к панике.
Похожее состояние было и у меня, перед недельной поездкой на разведку в леса Карелии и Финляндии. Система не хотела отпускать так просто, даже на 7 дней. Сначала это выражалось в обычном волнении и переживании по бытовым моментам – как жить и питаться в лесу, как разжигать костер, как в туалет ходить, где умываться. Перед самой поездкой страх чувствовался уже на физическом уровне. Оказалось, что совершить действие, отключающее от привычных маятников и систем, намного сложнее, чем это казалось ранее.
За два дня до отъезда стали происходить странные вещи – навалились дела, одно срочнее другого, я не получила деньги, которые рассчитывала получить до поездки и купить на них все необходимое оборудование, возникло несколько ссор и конфликтов с близкими, которые были связаны с тем, что я уезжаю…
Ага, если я свободно не могу просто взять и уехать на несколько дней из города и оставить абсолютно все средства связи, дела и срочные вопросы, то кто тогда управляет моей реальностью? Похоже, что не я…
Все говорило о том, что ехать нельзя, невозможно. Но ощущение того, что ехать нужно, чуть уловимое, как голос Души, не позволило мне поддаться на провокации.
Привязанность к комфорту и благам цивилизации, которые на самом деле являются суррогатами реальных благ, является сильным ограничением на пути развития человека. Это – ловушка, выстроенная системой, в которую попадают многие «проснувшиеся».
Ты только начинаешь понимать и видеть принципы, по которым реально все работает, пробуешь управлять своей реальностью и сразу получаешь щедрые подарки от маятников в виде реализации материальных желаний. Вот, возьми, пожалуйста, и снова засыпай…
Так, что же теперь, совсем выйти из системы? Бежать без оглядки от маятников? Что плохого в том, что у меня есть успешный бизнес, машина и собственная квартира, что я люблю отдых в СПА и походы в кино?
Ничего плохого. Но только если Смотритель в этот момент не спит.
Для чего же тогда нужно отключение от системы?
• Для того чтобы было проще сохранять осознанность в динамичном ритме большого города. • Для того чтобы осознанно взаимодействовать с системой и с маятниками, в которых мы включены. • Для того чтобы слышать свои истинные желания • Для того чтобы не создавать привязанность к атрибутам комфорта, а использовать их, как инструменты – осознанно и бесстрастно – для реализации своих намерений Просто необходимо проводить профилактические отключения от системы.
Да, например, оставить все и уйти в лес на неделю. Это было непросто, но мы это сделали. У меня не было доступа к почте и к социальным сетям, телефон использовался только для того, чтобы вести мой творческий проект – блог кота в Твиттере https://twitter.com/#!/TransurfingCat . (Кот Трансерфер был с любовью сотворен Татьяной Горбачевой.) Ну а машина нам была нужна как средство передвижения – добраться до точки начала маршрута.
С собой – минимум вещей и только живая пища. Интересно то, что уже на стадии паковки рюкзака понимаешь, насколько осознанно и внимательно нужно относиться к тому, что брать с собой.
По инерции в рюкзак было сложено сначала столько всего лишнего, но привычного, от чего сложно отказаться (косметика, одежда, милые вещицы), что не поместилось действительно необходимое – спальный мешок, аптечка… После нескольких попыток, рюкзак был собран так, что мне было удобно его нести, и он вмещал все только самое нужное.
В итоге, в походе каждая сложенная в рюкзак вещь была использована, и нести рюкзак было не сложно!
Как жаль, что не всегда мы внимательно относимся к тому, что несем с собой по жизненному пути.
Чтобы перевести в практическую плоскость осознание, которое мне пришло, я сформулировала для себя несколько правил:
• Вместо того чтобы бросаться на яркое и прикольное, внимательно смотри на необходимость и функциональность! • Сразу оставлять все лишнее – то, что сложно нести, а потом и тяжело будет выбросить. • Питаться тем, что дает достаточное количество энергии для движения и поддерживает здоровье, а не тем, что только вкусно пахнет и красиво выглядит. И вот, мы на маршруте – днем идем 10-15 км, вечером располагаемся в лагере и отдыхаем. Первые два дня разум бунтовал без привычных точек опоры – новостей, сообщений по почте, проблем и вопросов, которые нужно срочно решать.
Тело скулило от усталости. Да, похоже, 2 часа в фитнесс клубе, на фоне целого дня с рюкзаком на плечах, не помогают держать тело в ресурсном состоянии. Сейчас я понимаю, что это была самая настоящая ломка человека, оторвавшегося от усыпляющих щупалец системы.
Но, уже на третий день, произошло что-то волшебное.
Шум в голове утих, и я наконец-то смогла увидеть то место, в котором мы находились – прекрасный лес, горные реки, олени, цветы и мох, почувствовать лесные ароматы, услышать пение птиц. Я как будто попала в другой мир – полный ярких красок, насыщенный и прекрасный. Удивительно, что я настолько была поглощена своими ощущениями и диалогом с разумом, что не видела всего этого! Идти стало намного легче – появилась легкость в теле. Каждое движение стало доставлять удовольствие!
Это уже был не поход, а прогулка, в ходе которой родилось множество творческих и креативных идей, пришли ответы на половину вопросов, которые я не могла решить уже долгое время. Вторая половина этих вопросов отпала сама. Многие проблемы оказались настолько несущественными, что и думать о них смысла не было. Так они и решились – сами собой.
Еще одним ценным открытием для меня стало то, что для того, чтобы чувствовать себя живой, нужной, не обязательно постоянно решать свои и чужие вопросы. Состояние гармонии с самой собой пришло ко мне через состояние гармонии и соединения с природой. В городе это точно не могло произойти.
Уезжать из прекрасных мест, наполненных естественной красотой, силой, поэзией, было грустно. Но, тем не менее, мы предвкушали возвращение, чтобы узнать, насколько действенным и эффективным было наше профилактическое отключение от системы.
Итак, вот результаты:
1) Состояние наполненности, силы и гармонии, в котором я приехала – кардинально изменило мою реальность. Сгладились все резкие углы, конфликты исчерпали себя без моего участия, Мир начал еще активнее двигаться мне навстречу.
2) Открылся новый взгляд на старые вещи. Это так и происходит – когда смотришь в одну точку долгое время, все расплывается, и для того, чтобы снова увидеть то, на что смотришь, необходимо отвести взгляд и временно переключить внимание. Тигры оказались милыми ласковыми кошками, завалы хлама оказались ценным ресурсом для художественного проекта, большие проблемы оказались несложными задачами, для решения которых потребовалось несколько часов.
3) Деньги, похоже, любят гармонию еще больше, чем я думала. Сумма, которую я ожидала до поездки, поступила. А еще, за время моего отсутствия мне вернули два крупных долга, про которые я уже и думать забыла.
4) Все важные и срочные недоделанные дела, которые я с таким сожалением о том, что никто кроме меня их не решит, оставила в Москве, решились сами и наилучшим образом! Я даже сама бы так не смогла. Вот что значит – ослабить хватку и не держать свой Мир за горло с требованием дать что-то нужное прямо сейчас.
5) Мне удалось пересмотреть свои взгляды и отношение ко многим вещам, которые составляли раньше мою жизнь – атрибуты комфорта и успеха. Они не настолько необходимы оказались. Вот оно где – состояние свободы и легкости. Оно там, где тебя ничто не держит, и где ты сам ни за что не держишься!
6) Я научилась искренне радоваться мелочам и простым вещам – солнцу, дождю, радуге, цветам, теплу костра, горячей воде в душе. Многие из этих вещей я увидела впервые за много лет, от некоторых мне пришлось отказаться, чтобы снова начать их ценить.
Самый главный вывод – это осознание на более глубоком уровне принципа Фрейлинга: «Откажитесь от намерения получить, замените его намерением дать, и вы получите то, от чего отказались».
Для того чтобы получить возможность управлять своей реальностью, необходимо уметь от этой реальности отказаться!
Сегодня как-то подумалось: раньше всего не хватало. Даже хлеб и молоко были в очередь. Дефицит товаров, стирка на руках, готовка и мойка... Сейчас всё есть, пусть в ущерб качеству. Даже продажа всякой виртуальности идёт более быстрыми темпами, чем продажа материальных вещей. Всё одноразовое показывает малоценность вещей. Можно сделать вывод, что ценными становятся только отношения между людьми, эмоции, т.е. уже не такое явное. Т.е. осталась практически работа над собой. Но почему-то эта одноразовость, в то же время, наполняет этот мир большим мусором. Вот если бы совместить многоразовую посуду с отношением к ней как к одноразовой, без того, чтобы прилепляться к ней сердцем (разбил вазу-крик, шум и скорая помощь ). А вот любоваться и радоваться красоте-пожалуйста. Тут ещё я подумала. Мужчина строит дом. Он занят тяжёлым нужным делом. Жена, как помощница, и гвоздь подаст, и молоток, если он далеко. Но учитывать её интересы тоже надо. Если она захотела окна побольше или верандочку. Но ведь бывает, что большая работа не замечает таких мелочей. Или мужчина готовит. Можно же не ставить на огонь невымытую сковороду, чтобы масло снаружи не превратилось в неотмываемую массу. А то важное дело-готовка сделано, а плачевные результаты его будут всегда видны. Хотя от мужчины такое требовать, наверное, преступление. Интересно, из здешних мужчин кто-нибудь занимается приготовлением пищи? А кто потом моет кастрюли?
Одноразовая радость в одноразовых стаканах, Одноразовые мысли в многоразовых клише. Одноразовая легкость, измеряемая в граммах, Одноразовое пламя в одноразовой душе.
Дата: Воскресенье, 03.08.2014, 18:12 | Сообщение # 8
Группа: садовник
Сообщений: 878
Статус: Offline
..Жизнь в лесу" достойное библиотечки дауншифтера жизнеописание из реальных чувств проживаемых текущих моментов ... В свою очередь делюсь закономерностью из мироощущения, ориентируясь на которое каждый способен избежать участи жертвы...собственного ненаситимого эгоизма...
..Мысль "чем мне лучше, тем я хуже"...каждый волен понимать не через призму своих не жизненных обстоятельств, а осознаности в меру внутренней зрелости, взрослости, с пониманием того, что каждый прежде, чем что-то приобрести для себя должен по чуть-чуть продавать себя, т.е. вынести из себя..
Дата: Понедельник, 19.12.2016, 11:22 | Сообщение # 10
Группа: садовник
Сообщений: 1664
Статус: Offline
Минимализм, Володя, это ведь не самоцель. ) Часто вещи становятся причиной разлада в семьях: кто-то что-то испортил, поцарапал, не вымыл. А ещё надо новое купить, а нет возможности и т.д. Это внутри человека, но проявляется через вещи. Интересно, если таких предлогов минимум, то что-то меняется? ) Когда у человека нет прикрытия вещами, понятно, да? )) Внутреннее состояние всё равно будет выплескиваться, но ведь в какой-то другой форме. Предлогов-то меньше будет, будет ли человек лучше понимать, что не в вещах дело? И пытаться что-то исправить в себе? )
Интересно, если таких предлогов минимум, то что-то меняется? ) Когда у человека нет прикрытия вещами, понятно, да? )) Внутреннее состояние всё равно будет выплескиваться, но ведь в какой-то другой форме.
Ну просто найдётся другой повод. ) Не случайно ж на иврите понятия "вещь", "слово", "дело" одним словом (давар) передаются. Вещь - это одно из агрегатных состояний невидимого в иных условиях "давара". Не будет вещей, найдутся те слова или дела, которые послужат тем же самым предлогом
ЦитатаЖеня ()
Минимализм, Володя, это ведь не самоцель. )
Нет, конечно. Это самосредство. Краткая инструкция для этого средства: "Не положу перед очами своими вещи непотребной". То есть вещь должна быть действительно нужна, потребна. И находиться в определённом порядке, знать своё место. Как у Того, кто "исчисляет количество звёзд, всех их называет именами их". И ещё каждая вещь должна гармонировать с внутренним миром своего владельца и как бы выражать его. Вещи - это как застывшие кусочки вулканической пены (чувств, мыслей, слов, дел) , та "пемза", которая может многое сказать о характере и сути своего источника. Или как растение, которое выросло на той или иной земле и может многое поведать о той почве, из недр которой оно появилось.
Примечательно, что само нынешнее полное официальное название Бангкока занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое длинное название города в мире. Вот оно: กรุงเทพมหานคร อมรรัตนโกสินทร์ มหินทรายุธยามหาดิลก ภพนพรัตน์ ราชธานีบุรีรมย์ อุดมราชนิเวศน์ มหาสถาน อมรพิมาน อวตารสถิต สักกะทัตติยะ วิษณุกรรมประสิทธิ์ [Крун Тхеп Маханакхон Амон Раттанакосин Махинтараюттхая Махадилок Пхоп Ноппарат Ратчатхани Буриром Удомратчанивет Махасатан Амон Пиман Аватан Сатит Саккатхаттийя Витсанукам Прасит] — что значит «город ангелов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишвакарманом». Тогда как изначально Банг Кок означало "место, где растут оливки" («bang» — деревня, «kok» — оливковый). Более точно: фрукт, от которого, возможно, произошло название города, называется макок (тайск. มะกอก), деревья которого росли на территории храма Ват Арун, и дословно с тайского переводится как "деревня диких слив" (Википедия)
Я хочу сказать, что уже само название - длинное, сложное и такое бесконечно далёкое от своего простого первозданного имени - уже как бы символизирует уход от простого изначального замысла в длинное, сложное, нагромождённое и запутанное, как и всё строение человеческого города.
И что люди находят "божественного" в таких "обителях"?
Эк "божественен" Бангкок! - Не о том писал Ван Гог!