Один из самых странных вопросов, которые мне приходится слышать: «Как настроение?» Этот вопрос кажется мне не совсем вежливым. Я же вас не спрашиваю: «Ты сегодня чистил зубы?», «Ты сегодня никого не ограбил?» А вы почему подозреваете меня в нехорошем? Чтобы объяснить вам свое недоумение, я придумал такую метафору. В одной стране жили люди, которым ничто не доставляло такого удовольствия, как быть чистыми и красивыми. Это было буквально главной радостью в жизни для них. И поэтому, когда, встречаясь, они спрашивали друг друга: «Как твое настроение?», это означало — «Ты сегодня чистый?»
Но проблема в том, что в той стране были ужасно плохие дороги, тротуары и даже тропинки. Буквально яма на яме, причем глубокие. Поэтому выйти из дома и не испачкаться — было редкостной удачей. Поэтому чаще всего на вопрос «Как настроение?» жители той страны обычно отвечали: «Ну… сам видишь».
Понятно, что жители этой страны могли бы быть всегда счастливы, если бы они умывались, водопровод-то у них был. Но в этом и странность — они не знали, что можно умыться — и будешь чистым.
Кажется, что герои этой притчи ведут себя довольно глупо. Но на самом деле они ведут себя ничуть не глупее, чем все те люди (реальные, не из притчи), которые позволяют себе испытывать плохое настроение.
Почему мы все верим, что человек должен быть или бывать несчастным, грустным, тревожным и оставаться в этом состоянии, ничего не предпринимая, чтобы изменить ситуацию? Что это за нелепая идея и почему она так распространилась?
На самом деле, гигиена души очень похожа на гигиену тела, и так же необходима, если не больше. Не случайно героям моей притчи доставляет огромную радость быть чистыми. Человек устроен так, что в своей норме, такой, какой он должен быть, с чистой совестью, он счастлив, он непрестанно радуется. Лишает нас радости, порождает уныние, злобу, беспокойство страх — все то, что мы относим к плохому настроению — то, что загрязняет нашу совесть. Значит, если мы будем заботиться о чистоте своей совести как заботимся о чистоте тела — мы забудем о плохом настроении и перестанем задавать друг другу этот странный вопрос.
Ведь когда мы испачкались — мы умываемся, когда ушиблись — мажемся йодом, когда порвали одежду — зашиваем ее. Почему же мы не делаем того же самого со своим настроением, как глупые и несчастные герои моей притчи?
Пусть каждый ответит на этот вопрос сам. У меня есть только одно объяснение — люди не знают, как лечить свое настроение.
Удовольствия — подмена радости
Современному человеку известны лишь суррогаты улучшения настроения — секс, болтовня, разные зрелища, танцы, малые, а порой и большие победы, обладание красивыми и дорогими вещами, игры, изысканные блюда и вина, путешествия, коллекционирование, зависть окружающих, порой — легкие наркотики. Разве не это дарит радость?..
Нет, всё перечисленное выше — не радости. Это всего лишь удовольствия. Удовольствие — подделка, подмена радости. Если вы искали счастья, идя путем удовольствий, даже если не успели ими пресытиться, ваше разочарование и опустошенность вполне закономерны. Все удовольствия быстро исчерпывают себя и оставляют после себя тоску. Как за опьянением следует похмелье.
Внебрачный секс оставляет после себя пресыщение, усталость и неспособность любить. Телевизор и другие зрелища утомляют и лишают способности к творчеству. Обладание красивыми вещами не дает ничего, кроме желания заполучить еще более ценные вещи. Какой бы изысканной ни была еда, какого-то жалкого килограмма хватит, чтобы она стала такой же неинтересной, как простой хлеб, да и для болей в животе этого количества хватит. Про наркотики и компьютерные игры говорить не будем, поскольку нормальному человеку понятно, что это болезнь. Зависть или почтение окружающих — да, это приятно, но, прислушавшись к себе, признаемся честно, горчит эта приятность, и как-то от нее нехорошо, неспокойно...
Помимо удовольствий — этого суррогата счастья, — существует и настоящая радость. Настоящая радость не оставляет после себя похмелья. Она гораздо приятнее, чем удовольствие, она не ослабляет и не разрушает человека, а наоборот — делает здоровее и сильнее. А главное — радость доступна всем. Чтобы иметь радость, не нужны деньги, красота, большой ум, какие-то особые таланты. И совершенно не нужна никакая «удача». Радость доступна всем и каждому. Здесь всё зависит только от вас. Фраза Владимира Короленко «Человек рождён для счастья как птица для полета» верна. Причем абсолютно каждый человек рожден для этого.
Чистая совесть и добро радуют душу
Так как же приобретается радость? От чего зависит то количество радости, которое мы имеем? Все законы мироздания, все истины — просты. Закон радости звучит так: «Делая зло, человек страдает. Делая добро — радуется».
Разумеется, делая добро, нужно перестать делать зло. Иначе получится, что одной рукой собираем, другой разбрасываем. И остаемся ни с чем. Поэтому чистота совести — необходимое условие радости. Недаром русская пословица гласит: «Счастье — это чистая совесть».
Если этот закон верен, получается, что человек может постоянно радоваться, если будет постоянно беречь свою совесть и делать добро. И такой образ жизни естественен для человека. Я знаю таких людей, которые практически при каждом, большом и малом, выборе между добром и злом выбирают добро и постоянно радуются.
Возможно, это звучит для вас каким-то чудачеством — постоянство в добре и радости. Возможно, такие люди кажутся «блаженными», в смысле глупенькими или слабыми, раз они не участвуют во всеобщей войне за удовольствия, в которой мы все с таким усердием и изобретательностью сражаемся друг с другом, бьемся до ожесточения, до ран и нередко до насильственной смерти.
Нет, эти люди далеко не глупенькие и вовсе не слабые. Во-первых, победителей не судят. А они победители, раз они выиграли в этой жизни самое полное и постоянное счастье. Во-вторых, быть постоянным в добре не так-то просто — нужны внимание, рассудительность, много знаний, сила воли и упорство гораздо большее, чем для того, чтобы стать миллионером. В-третьих, далеко не все эти люди монахи, многие из них обладают деньгами, женственными красивыми женами (или достойными мужьями), добрыми детьми, домами и уважением окружающих. Просто они иначе относятся ко всем этим благам.
А если нам и видится в постоянной радости что-то странное, то это только потому, что мы сами не понимаем того, до какой степени наше сознание находится под властью атакующих нас извне словесных и видимых образов. Психологи знают, что даже несколько десятков раз повторенная словесная формула может очень сильно изменить наше отношение к вещам. Но ведь каждый из нас тысячи раз слышал рекламные слоганы типа «Возьми от жизни всё», видел в тех же рекламных роликах ложные образы счастья (связанные с потреблением определенных услуг и товаров), получал такие же ложные установки из многих серий телесериалов…
Это всё похоже на учителя фортепиано, который учит нас стучать по крышке, по боковым стенкам, по ножкам инструмента, по чему угодно, кроме клавиш. Мы слушаемся, стучим, но музыки всё не получается. А что в этом удивительного?
«Но ведь я же не делаю зла!» — скажете вы. Если вам плохо, из этого неопровержимо следует, что ваша совесть не чиста. «Кто делает зло, тот страдает».
Да, вы не убивали, не воровали, не соблазняли чужих жен и мужей, не обращались к магии. И очень хорошо, что не делали этого, а то бы вам было ещё хуже. Не думайте, что ворам, даже в составе правительства России, и соблазнителям, даже на российской эстраде, хорошо живется. Нет, они несчастные, бедные люди, хотя и не всегда понимают, до какой степени и отчего они несчастны. Как гласит русская пословица, «Вор ворует не для прибыли, а для своей гибели». И прежде всего, конечно, для гибели души, для погружения её во мрак.
Но помимо такого большого и явного зла, есть и менее заметное. Которое по мере накопления лишает нас способности радоваться и всё глубже погружает в уныние и нелюбовь к себе и окружающим людям. Зло — это всё то, что противоположно добру. Скупость противоположна щедрости, жестокость — милосердию, разврат — чистоте, хвастовство — скромности, гордыня — смирению, гнев — терпению, обидчивость — прощению, ненависть — любви.
Судить о добре и зле нельзя путем сравнения себя с окружающими. Вы же понимаете, что большинству окружающих вас людей вопросы добра и зла безразличны. Ведь самая пропагандируемая идеология сегодня — равнодушие (толерантность). Тот, кто хочет оправдать себя, сравнивает себя с теми, кто хуже его. Наше главное мерило — наша совесть. Собственно, для того плохое настроение нам и дается, чтобы мы знали, что сделали что-то не так, и нужно исправляться.
Даже в маловажных делах мы понимаем, что нужно учиться, тренироваться. Для различения добра и зла нам дана совесть, но, тем не менее, и здесь учеба требуется, тем более, что совесть наша часто глубоко закопана под слоем таких поступков, которые мы совершали, идя против совести. Ведь совесть похожа на такой будильник, который перестает звонить, если его не слушают. Раз от этого зависит наше счастье, надо серьезно заняться изучением того, что же такое зло, что такое добро, как избежать первого и делать второе.
Возможно, мы замечаем, что когда мы обижаемся, завидуем, жаждем мести, ропщем на судьбу, хвастаемся, обманываем, осуждаем, нам становится нехорошо. Но мы думаем о том, что это происходит с нами по причине внешних обстоятельств — нас обидели, кому-то незаслуженно повезло больше, чем нам, обстоятельства заставили нас солгать и т.д. Мы привыкли считать это естественной реакцией на внешние обстоятельства. Если мы и считаем это злом, то вынужденным, тем более, что все так поступают. Таким образом, мы добровольно записываем себя в рабы обстоятельств.
На самом же деле все мы — свободные люди. Абсолютно свободные! Каждый раз мы принимаем решение, выбираем между злом и добром, а потом несем полную ответственность за свой поступок. Причем, наши эмоции, невысказанные слова — точно такие же поступки, как и внешние дела, ими мы тоже можем и должны управлять, если хотим, чтобы нам было хорошо.
Наша реакция на внешние обстоятельства — не естественная, а привычная. Это результат злой привычки. Часто мы выбираем трусливую, рабскую позицию, оправдывая себя непреодолимостью привычки или тем, что «все такие». Но обманываем этим мы только сами себя, и никого больше. Ведь наша свобода делать добро и зло — неоспоримый факт. Он подтверждён миллионами жизней людей, которые научились побеждать зло в себе.
Мы не только самих себя можем делать добрее или злее, мы своим добром и злом преображаем окружающий мир, делая его добрее и прекраснее или злее и уродливее. Мы творим этот мир своими мыслями и делами. Доброго человека окружают хорошие люди, некоторые из которых до встречи с ним были злыми, и красивые вещи, хотя и не обязательно дорогие.
Всё зависит только от нас — от того, что мы выбираем, добро с его постоянным трудом или зло с его самообманом и самооправданиями. Совмещать то и другое невозможно, как нельзя служить двум господам. Если мы хотим жить в радости — мы выбираем добро и трудимся над тем, чтобы очиститься от того зла, которое мы совершили раньше, и бережемся от нового зла.
Проверить, правду ли я говорю, вы можете достаточно быстро. Постарайтесь избегать зла. Обратитесь к своей совести и вспомните то зло, которое вы уже совершили. Раскайтесь в нем. Сделайте хотя бы одно-единственное доброе дело. И тогда что-то может открыться вам...
Но помните: человек инертен. Привыкнув идти по пути слабости и зла, он может остаться на этом пути, даже если знает, как хорошо на другой дороге. Всем нам это свойственно. Для того, чтобы остаться на пути радости, нужна определенная решительность и воля. Нужно следить за собой, чтобы менять наши привычные реакции на более добрые.
К какой реакции на обиду мы привыкли? «Око за око, зуб за зуб». Тяжело прощать, кажется, как будто, прощая, мы чего-то лишаем себя. Но один мудрый человек сказал: «Если ты не прощал от всей души человека, тебя обидевшего, ты ещё не знаешь настоящей радости».
Так постараемся посмотреть на свою жизнь новым взглядом, чтобы открыть свое сердце той радости, для которого оно сотворено как дом, и которая хочет вернуться в него. Ценность дружелюбия
Есть немало людей, которые стремятся быть добрыми, любить всех, но при этом их радость непостоянна или невелика. В чем проблема таких людей?
Дело в том, что, сосредоточившись на глубинном и главном, мы часто забываем, не придаем значения малым и поверхностным своим поступкам. Мы можем желать человеку добра и быть готовы отдать свою жизнь за него, но при этом мы с ним неприветливы, резки, гневаемся, обличаем в глаза, осуждаем за глаза, оправдывая себя тем, что у нас болит душа о его ошибках.
Что получается?
Жизнь свою за человека мы не отдаем — такой случай, как правило, не представляется. Вообще не часто бывает возможность для каких-то значительных подвигов. Значит, свою великую любовь мы никак не проявляем.
Мы, бывает, потерпим какое-то зло, совершенное в отношении нас. Но человек часто и не замечает, что он сделал, и не расценивает свой поступок как зло. Поэтому наше «отсутствие реакции» не является для него проявлением добра. Это как бы ничто, пустое место для него.
А что мы проявляем через свои мелкие поступки, описанные выше?
Нелюбовь.
Мы порой отравляем жизнь окружающих. Или, по крайней мере, не радуем их. Поэтому и жизнь не радует нас.
Огромное значение для нашей радости имеет самая банальное внешнее дружелюбие. Что греха таить, наша гордыня, самомнение порой возносят нас так высоко, что мы не хотим «размениваться» на мелкое добро, жаждем (но не совершаем) подвигов. А жизнь-то, а общение состоят именно из мелких поступков!
Давайте задумаемся, что мы помним о людях, которых считаем хорошими? Если они не рисковали за нас жизнью, не одолжили нам большой для себя суммы, то мы помним какое-то приятное слово (пусть даже «Привет!» или «Пока»), теплый взгляд, улыбку, какую-то маленькую заботу, рукопожатие, которое продлилось чуть больше, чем требуется по правилам обычной вежливости. Помним какое-то общее приятное ощущение от человека, который, на самом деле, не сделал для нас ничего значительного.
Недаром ведь сказано: «Ничто не дается так дешево, и не приносит так много как вежливость». Поправим — не вежливость, а искренняя доброжелательность. Вежливость может быть холодной. Вежливость как раз может служить недоброму человеку для сокрытия своей недоброты. Но уж лучше скрывать свою недоброту, чем доброту. Мы же ведем себя доброжелательно в первую очередь для того, чтобы людям было хорошо, чтобы им было чуть легче и радостней жить.
А самое ценное — быть доброжелательными с тем человеком, кто плохо к нам относится. Это приносит самую большую радость, если мы делаем это искренне. В Евангелии сказано: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая». А все, что сказано в этой книге, — правда, и всегда сбывается.
И еще там сказано: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». А как бы вы хотели, чтобы с вами поступали люди — всегда приветливо, с искренней доброжелательностью? Или так, как вы ведете себя с ними? Желайте всем добра
Есть русская пословица: «Что другому пожелаешь, то себе получишь». Если в выше речь шла о поступках, о поведении, а здесь — о том, что мы желаем другим людям.
У меня в жизни было много неприятнейших открытий. Я считал себя очень позитивным, правильным человеком, желающим всем добра, и действительно я всегда радовался, когда кто-то преодолевал зло в себе, становился лучше. То есть я желал людям добра в самом высоком смысле.
Но случалось такое, что кто-то из друзей удачно женился — и я огорчался. У кого-то из знакомых умирала жена — и я с ужасом осознавал, что я «радуюсь». Это связано с завистью. Зависть — это печаль о благополучии ближнего.
Получается, не желал даже людям, которые не сделали мне ничего плохого, обычного земного, человеческого счастья. А закон «что другому пожелаешь, то себе получишь» действует железно. Как же я мог быть счастлив?
Поэтому, если мы хотим быть счастливы, нужно абсолютно сознательно и постоянно работать над собой для того, чтобы желать счастья всем людям. Всем без исключения.
Как это делать? Просто. Я стал к обычным молитвам за людей («помилуй, благослови») добавлять пожелания им счастья.
Не все умеют молиться, но всякий способен мысленно произносить: «желаю тебе счастья!», «Пусть все будут счастливы».
Это очень важно.
Представляете, какой была бы жизнь всего человечества, если бы все желали друг другу счастья!
Смирение — залог постоянной радости
Среди всех злых страстей, мучающих человека, самой вредной, в том числе для нашего настроения, является гордыня. Гордыня — главная причина самоубийств и всего, что им предшествует, — уныния, отчаяния, депрессий. Гордый человек не то что не может быть счастлив, он не может не быть несчастлив. Поэтому на преодолении этой страсти остановимся подробнее.
Что такое гордыня или гордость? Страсть гордости возносит нас над другими людьми, над обстоятельствами, над самим Богом. Она делает болезненными для нас все те обстоятельства, в которых что-то происходит не по нашей воле, делает неприятными всех тех людей, которые не смотрят на нас снизу вверх. Она заставляет ненавидеть нас даже самих себя за то, что мы не настолько великолепны, совершенны и могущественны, как хотели бы быть. В общем, во всех случаях гордыня убивает любовь, порождает обиды, ненависть, зависть, ропот, тщеславие и другие страсти.
Гордость делает человека слепым: он не видит своих пороков, в том числе и самой гордости, и не видит прекрасных качеств других людей и всех тех даров, которые дает ему Бог. Гордость делает человека неудачником, потому что для обличения гордыни, для того, чтобы слепец прозрел и смирился, Бог разрушает планы гордеца: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Добродетель, противоположная гордости — смирение. Если кому-то слово «смирение» кажется серым, неприятным, едва ли не унизительным, значит это гордый человек, и гордыня оболгала в глазах этого человека это удивительное качество — смирение.
Смирение делает человека сильным и неуязвимым. Ничто не может огорчить смиренного, он всегда готов ко всему, и приятному, и не очень, всё принимает как должное. Гордый человек — как лужа: брось в неё камень — она вся и расплескалась, забрызгав окружающих грязью. А смиренный человек — как море: оно поглотит любой камень бесследно, и даже круги по воде не пойдут. Говорит преподобный Ефрем Сирин: «Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире». У него не то что депрессии — даже плохого настроения не бывает. «Человек смиренный живет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен», — преподобный Антоний Оптинский.
Почему смиренный человек живет в радости, и ничто не может огорчить его? Потому что он сознает свои слабости, видит себя таким же несовершенным как другие люди, и поэтому все с ним случающееся принимает не как незаслуженную, досадную случайность, а как вполне естественное, закономерное и подходящее ему приключение. Смиренный человек всей душой ощущает справедливость истины, которую мы слышали, но не хотим принять: «Все, что ни делается, к лучшему».
Причем, если он при этом еще и просвещен духовными знаниями, он видит за всеми испытаниями руку Бога, Который помогает нам исправлять свои недостатки, совершенствоваться, то есть готовит нас к блаженной вечной жизни в любви и радости. А разве не радостно видеть заботу Отца о тебе? Мы же разумные, взрослые люди, а не 3-летние дети, и понимаем, что выражением любви являются не только конфеты, но и поучения, и обличения, а порой и наказания. Потому что цель, к которой мы идем в своей жизни — совершенная любовь — высока, и без усилий ее не достичь. А второй попытки не будет.
Смирение совершенно необходимо нам, если мы хотим радоваться любить. А также и для успехов во внешней деятельности смирение очень полезно, так как улучшает наши отношения с людьми, повышает стрессоустойчивость, позволяет реально смотреть на вещи и принимать оптимальные решения, а в случае успеха, даже огромного, — не возноситься и не сходить с ума.
Принцип выработки смирения простой.
Во-первых, нужно стремиться к трезвому взгляду на самих себя. Выше мы уже говорили о том, что самым объективным свидетельством о том, что я за человек, является моя реакция на определенную ситуацию. Это очень просто. Допустим, украли у меня деньги. Сумма не такая, чтобы я после этого начал голодать, а все-таки очень-очень неприятно. Значит, есть гордыня, и, возможно, страсть к деньгам.
И стараться подмечать в других людях хорошее. Цель этой деятельности — перестать считать себя каким-то выдающимся человеком. Спуститься на землю, стать ближе к людям. Когда сильно возноситесь, поможет мысленное повторение фразы «Я хуже всех».
Есть такие удивительные слова у одного из отцов Церкви: «Блажен не тот, кто творит чудеса, а тот, кто увидел свои грехи как песок морской». Сейчас вы этого не поймете и, может быть, даже не поверите, но есть такая закономерность: чем человек становится лучше, тем больше видит у себя грехов. Потому что в его душе все больше света, и он различает уже такие мелкие пороки, который в полумраке не замечал. А пороков у нас много. У всех без исключения. И если мы кажется себя хорошими, это говорит только о нашей помраченности, душевной слепоте. А душевная слепота означает не просто, что мы себя не видим (мол, включим свет — а там чистота и красота), а то что мы особенно сильно поражены страстями — они и ослепили нас.
Во-вторых, нужно образовываться в религиозном отношении. Цель — перестать видеть себя началом и концом всего. Начинать различать закономерности в своей жизни, и видеть участие в ней Бога, а также и темных духов. Как мы можем не гордиться, пока приписываем свои таланты себе? А между тем — это Его дар, который Он силен и отнять. Верующий человек понимает, что гордиться данными тебе талантами — все равно что хвастаться чужими украшениями.
Как это ни дико, особенно помраченные люди способны гордиться и масштабностью зла, которое они совершают. Но когда они поймут, что это не их воля, что они марионетки в руках сатаны, который смеется над ними, ненавидит их, губит — окажется, что гордиться и тут нечем. Наоборот, это позор и крах.
В-третьих, всегда делать противоположное тому, чего хочет от нас гордыня. Как правило, она хочет от нас ропота на Бога, уныния, злых чувств к другим людям. Противоположностью будут благодарность Богу, радость, добрые поступки по отношению к тем, на кого мы хотим рассердиться.
Суть смирения выражается в короткой молитве: «Слава Богу!» или «Слава Богу за всё!» Поэтому когда нам хочется крушить, ломать, плакать, драться и тому подобное, будем вместо этого, наперекор своей гордыне, говорить: «Слава Богу за всё!» Таким образом, мы и свою волю приложим наперекор гордыне, и призовём на помощь Божию силу.
Начать можно с малого. У всех у нас бывают мелкие ошибки, когда что-то падает из рук, или мы обо что-то ударяемся, или обнаруживаем, что что-то забыли или потеряли. Обычно в таких ситуациях гордый человек ругается. Приучим себя в такие моменты вместо ругательства говорить: «Слава Богу!»
Это совсем не трудно. И произойдёт чудо — через несколько месяцев вы увидите, что такие мелочи уже совершенно вас не огорчают, вы сохраняете мирное настроение. Это и есть начало смирения. Оружием благодарной молитвы можно победить любую беду, любое испытание. И снова начать радоваться.
В одной стране жили люди, которым ничто не доставляло такого удовольствия, как быть чистыми и красивыми. Это было буквально главной радостью в жизни для них. И поэтому, когда, встречаясь, они спрашивали друг друга: «Как твое настроение?», это означало — «Ты сегодня чистый?»
Сломанная машинка днажды утром, когда Ерёмка еще копошился в раздевалке у своего шкафчика, пытаясь аккуратно, как велела мама, расправить рукава у куртки, он услышал разговор между воспитательницей и нянечкой: - Приносят из дома ненужный хлам, - возмущалась воспитательница Анжелика Ивановна, - лень в мусоропровод спустить, а представляют, как благотворительность! - Так не бери, скажи, что у детишек все есть! - нянечка обтерла ладони о передник и переступила с ноги на ногу. - А что принесли то? - Машинку без колес и без дверей, одно название - "Тропикана"! - фыркнула воспитательница. - Кто с ней играть будет? Отнеси ее сразу на помойку, а если спросят, - скажем, что дети сломали! Ерёмка выдвинулся из-за дверцы: - Можно мне поиграть с машинкой?
Воспитательница и нянечка понимающе переглянулись: - Ты, конечно, тут-как-тут! Еще ничего не видел, а уже просишь, - воспитательница взяла со шкафчика пластиковый пакет, - сейчас завтракать будете, потом - музыкальное занятие, прогулка... Обед, тихий час, полдник, - если мама тебя рано не заберет, - вечером поиграешь! Ерёмка почувствовал тяжелое волнение где-то на уровне живота, напрягся, но не ушел: - Анжелика Ванна! Можно мне отнести машинку в группу, я ее только поставлю в гараж... Анжелика Ивановна сунула пакет нянечке: - Протрите, пожалуйста, и отдайте Еремею лично, а я проверю потом, в какой гараж он поставит этот металлолом! - Спасибо! - Ерёмка протянул обе руки и прижал к себе случайно обретенное сокровище. Быстро, прикрывая рукой прохладный, влажный кузов, он прошел наискосок через игровую комнату к уголку с игрушками и уселся на пол, спиной к группе, широко расставив колени. Бережно поставил перед собой машинку и только тогда с облегчением выдохнул. - "ТРОПИКАНА" - яркими зелеными буквами на желтом фоне поздоровалась с Ерёмкой чудо-машинка, вседорожник с высоким кузовом-фургоном. Из-за отсутствия задних колес, она напоминала задравшего мордочку щенка. Ерёмка достал носовой платок и старательно протер переднее стекло и фары. - Спасибо! - пискнула Тропикана и сморгнула глазками, - как тебя зовут? - Ерёмка! - сдавленным от удивления голосом шепнул Еремей и наклонился к кабине, - ты умеешь говорить? - А ты разве не слышишь? - Слышу! Может быть, я сплю? - Ущипни себя за ухо, - посоветовала машинка. - У меня нет ушей и рук, поэтому я, в таких случаях, подпрыгиваю! Ерёмка, стесняясь, на всякий случай щипнул правое ухо. - Я, действительно, умею разговаривать, но меня не все могут услышать - только те, кто хочет! - машинка застенчиво покосилась на Ерёмку. - Можешь называть меня Тропиканкой: ты - мой мальчик Ерёмка, а я - твоя машинка Тропиканка... Мы будем дружить и никогда не расстанемся, правда? Ерёмка положил ладошку на крышу фургона; крыша была теплая, и ему почудилось, что фургон дышит. - Мы всегда будем вместе! - клятвенно заверил он. - Еремей! - раздался за спиной строгий голос воспитательницы, - все уже завтракают давно, а ты в углу все шепчешь и кланяешься, как китайский болванчик. Не жадничай, никому, кроме тебя, эта железка не нужна! Иди мыть руки и садись за стол... - Тропиканка! Жди меня здесь! Я обязательно за тобой приду, - Ерёмка вскочил на ноги и с легким взбудораженным сердцем понесся в умывальную комнату. Завтрак, скучные музыкальные занятия, на которых Ерёмка, обделенный музыкальным слухом, делал вид, что произносит нараспев слова, гимнастика в спортивном зале, проводившаяся тучной студенткой педучилища, - все пронеслось в сознании Ерёмки, как видеоряд рекламного ролика. Настало время прогулки. Старшая группа рассредоточилась по закрепленному за ней прямоугольнику детсадовской территории, под неусыпным взором спины Анжелики Ивановны, оживленно беседовавшей с воспитательницей подготовительной группы. Еремей пробрался к забору и тихо побрел вдоль бурого пыльного кустарника, окаймлявшего зеленую зону игровой площадки. Он пытался понять, что произошло в его жизни: чудо, сказка или космические пришельцы? Левая нога его наступила на упругий предмет, и раздался недовольный возглас: - КВОЧК!!!
Зеленый мячик з-под ноги Ерёмки выкатился на дорожку маленький зеленый мячик. Он еще раз фыркнул, встряхнулся и уставился на Ерёмку. На правой щечке мячика сохранилась небольшая вмятина.
- Привет! - произнес мячик. - Приключения продолжаются! Теперь меня едва не раздавили... - Ты... что такое? - выдавил из себя изумленный Ерёмка. - Я - настоящий резиновый мячик с ужасной судьбой! Я родился абсолютно круглым и здоровым, но злая Фея в синем халате уронила меня в чан с зеленой краской. Меня ещё можно было спасти: стоило только помыть или разукрасить цветными наклейками, - но Фея железными щипцами достала меня из чана и бросила в ящик с отходами для резательной машины. Я едва успел выскочить, но упругости настоящей во мне уже нет. Такой мяч - никому не нужен! Зеленые жабы - счастливее меня... - маленький мячик перевел дыхание и подкатился к Ерёмкиным ногам. - Можно мне еще раз, сначала?- Мячик со свистом набрал воздуха и затараторил: - Я - самый счастливый на свете зеленый мячик! Меня не смогли утопить в чане с краской, меня не разорвали щипцами, меня не искромсали на резиновые кусочки! Я - самый свободный мячик, потому что могу принадлежать кому угодно, если сам захочу... если кто-нибудь захочет... - маленький зеленый мячик неожиданно всхлипнул, втянул правую щечку и затих... Ерёмка присел на корточки: - Меня зовут Ерёмка, а ты - Мячик-Квачик! Давай с тобой дружить, хочешь? Я буду тебя везде носить с собой, тебе не будет страшно, и никто тебя больше не обидит! Иди ко мне, Квача... Ерёмка протянул руку, и Квачик ловко запрыгнул на ладонь. - Старшая группа! Все - на обед и спать! Ерёмка сунул мячик в карман курточки и помчался в раздевалку. Аккуратно повесив куртку в шкафчик, он оглянулся и нащупал в кармане Квачика: - Тебе удобно? Я пообедаю и заберу тебя в спальню, не грусти... - Дудобно! - радостно прогнусавил сжатый Квачик, - дуду ждать! Ерёмка, поскользнувшись, пронесся через группу в заветный угол. Тропикана одиноко желтела покосившимся фургоном. - Тропиканка! Это я, Ерёмка! Ты спишь? Тропикана подпрыгнула и распахнула глаза: - Я не спала, я мечтала! - У меня столько событий сегодня! Я после тихого часа познакомлю тебя с другом, его Квачиком зовут, он тебе понравится. Тропикана нахмурилась: - Мы договаривались дружить вдвоем! Не хочу никакого Квачика... Он что, тоже машинка? Может быть, еще и - новая? - голос у Тропиканы дрогнул. - Он непростой мячик, он будет твоим пассажиром! Тропикана радостно взвизгнула передними колесами: - У меня появится настоящий пассажир! За спиной Ерёмки раздались детские голоса и металлическое позвякивание ложек о пустые тарелки: группа рассаживалась за обеденные столы. - Тропиканка! Я поем, посплю и уже никуда не уйду, - он оглянулся и увидел, что нянечка раздает с подноса булку и хлеб. - Не хватит! - ужаснулся про себя Ерёмка. - Я бы тоже чего-нибудь съела, - Тропикана вежливо кашлянула. Ерёмка от неожиданности на минуту забыл про поднос: - А... Что тебе принести? - Если не жалко, то кусочек белой булки, можно - маленький... Ерёмка рванулся на свое место. На цветной тарелке посередине стола лежали два кусочка черного хлеба. Он положил один рядом со своей ложкой, помедлил и взялся за второй... - Еремей, - раздался над головой недовольный, похожий на холодный вареный картофель, голос нянечки, - оставь хлеб, съешь сначала один кусок! Хлеб надо беречь, а не разбрасывать по столам: после обеда устаешь объедки собирать. Знаете, сколько труда вложено...- нянечка еще продолжала каждодневный монолог, а внутри у Ерёмки всё похолодело, как будто там провели влажной тряпкой... - Анжелика Ванна! Можно мне один кусочек булки, - в горле у Ерёмки запершило, и он торопливо закашлял, - вместо хлеба... Воспитательница картинно закатила глаза и качнула аккуратной прической: - Конечно, можно! Только не прячьте хлеб и булку по карманам: избавляйтесь от дурных привычек. Нянечка положила перед Ерёмкой кусок белой булки. Он накрыл его ладошкой, склонился над тарелкой и сделал вид, что увлечен едой. Щеки у Ерёмки стали горячими, а аппетит совсем пропал: ему было стыдно обманывать воспитательницу и пронзительно ЖАЛКО двух кусков мягкого черного хлеба. От волнения Ерёмка тяжело задышал и громко икнул. - Дети! Не надо торопиться при еде, - продолжила Анжелика Ивановна. - Выпрямите спинки, локти - прижаты, ложками не стучать... Воспитательница и нянечка вышли из группы. Еремей отломил маленький кусок от булки, судорожно сглотнул и остатки булки сунул в карман шортиков. С облегчением выпрямив спину, он прижал локти к бокам и нарочито медленно принялся есть остывший суп, стараясь правильно подносить ложку ко рту, чтобы не всасывать с громким звуком содержимое, а аккуратно проглатывать. - Дети! - Воспитательница хлопнула в ладоши. - Все посмотрели на Ерёмку - как надо правильно и красиво сидеть за столом! - Анжелика Ивановна легкой рукой погладила Ерёмку по затылку. - Продолжаем обедать... После обеда группа медленно потянулась в спальню. Ерёмка дождался, когда останется один, и присел перед Тропиканкой: - Закрой глаза и открой рот! Крышка капота ожидающе приоткрылась: - Спасибо! Только ты отвернись, - я стесняюсь. Ерёмка отвернулся и услышал легкое урчанье. - Можешь повернуться! Спасибо, очень вкусная мягкая булочка. А ты сам пробовал? - Немножко... - Ты отдал мне всю булку? И тебе не жалко? Ерёмка замялся, но ответил откровенно: - Было ЖАЛКО, но ты же голодная, а я суп еще ел, второе... Расцарапанный желтый капот Тропиканки полыхнул апельсиновым цветом: - Меня раньше никто не любил, и поэтому равнодушно выбросили из дома... А ты принес мне свой единственный кусок булки - это поступок! - Она ткнулась в Ерёмкину ногу и благодарно притихла. У Ерёмки зарделись щеки, потому что он, впервые за свою шестилетнюю жизнь, испытал чувство гордости: - Жди меня после полдника, я тебе печенья принесу. - Спасибо! У меня от сладкого может шелушиться краска, но один раз в жизни всё на свете можно попробовать. Ерёмка погладил Тропиканку по спинке-фургончику и побежал в раздевалку. В шкафчике было тихо. Ерёмка достал Квачика из кармана - обычный зеленый мяч! Может быть, все почудилось, на солнце перегрелся? Ерёмка прижался к мячику губами: - Квача! Ты меня слышишь? - Ой! Не кричи в самое ухо, конечно, слышу! - Квачик заелозил в Ерёмкиной ладони. - Кто-то в шкафчик заглядывал, - я испугался, что начнутся новые злоключения... Ерёмка запрятал Квачика под майку, быстро помылся, разделся и юркнул в кровать. Подсунул мячик под край подушки, прикрыл одеялом: - Лежи тихо! Ты спать можешь? - Не знаю, никогда не приходилось еще, - Квачик, с легким пыхтеньем, продвинулся ближе к Ерёмке, - а что для этого нужно сделать? - Нужно закрыть глаза...- Ерёмка замялся, потому что сообразил, что у Квачика нет глаз, и он может обидеться, - нужно просто тихо лежать и думать о чем-нибудь хорошем. - Ерёмка! - шепотом позвал Квачик, - ты рисовать умеешь? - Смотря - что! Машинки рисую хорошо, войнушку... А ваза или фрукты - не получаются. - Я буду тихо мечтать о том, что ты нарисуешь мне красивые глаза, нос и рот, - Квача глубоко вздохнул, так что вмятинка почти исчезла, - давай спать! Через несколько минут в спальню на цыпочках вошла воспитательница. Проходя между рядами детских кроваток, она услышала ровное дыхание Ерёмки, изредка сопровождающееся тонким посвистыванием. - Наконец-то угомонились! Сопят, как паровозики из Ромашкова... Счастливые!
Сообщение отредактировал Елена - Вторник, 09.07.2013, 20:10
А смиренный человек — как море: оно поглотит любой камень бесследно, и даже круги по воде не пойдут. Говорит преподобный Ефрем Сирин: «Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире». У него не то что депрессии — даже плохого настроения не бывает. «Человек смиренный живет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен», — преподобный Антоний Оптинский.
День прошедший догорает, Тихий вечер наступает, Только слышно там и тут Птички весело поют. Солнце яркое устало - Поработало немало - И теперь спешит опять Поскорей улечься спать. На крыльце сидит старушка, Перед ней лежит игрушка, У игрушки внук стоит И старушке говорит: "Дал машину я Сергею, А теперь и сам жалею: И зачем я только дал? - Всю машину изломал. А теперь, смотри, смеется, Да еще не сознается, Говорит: Была такая"",- " Будто я его не знаю. Не прощу ему я это! Ты мне только посоветуй: Что мне делать, как мне быть, Как Сергею отомстить?" Смотрит бабушка на внука, Говорит ему: "А ну-ка, Подойди ко мне поближе, Я ведь, знаешь, плохо вижу. Сядь со мною на крылечко, Успокой свое сердечко, Мы с тобой поговорим, Как Сергею отомстим. Помнишь, я тебе, мой милый, Об Иисусе говорила: По земле как Он ходил, Как Он грешников любил, Как, горя святой любовью, Он больным давал здоровье, Как несчастных утешал, Как обиды все прощал. И слова Его звучали, Чтобы недругов прощали, Чтобы мы друзей любили, Чтоб добром за зло платили. Хочешь ты, как Он, любить, На Него похожим быть?" Внук кивает: "Да, конечно". Глубоко вздохнул, сердечно, А потом сказал, робея: Только как же быть с Сергеем? Молвит бабушка тогда: "Иисус учил всегда: Если голоден враг твой - Накорми его, родной, Если же он хочет пить - Постарайся напоить. " Петя молча это слушал, Молча мылся, молча кушал, А потом, в постели лежа, Долго думал о Сереже. Утром рано встал с постели, Петухи уже пропели, Солнце красное встает, Петя завтракать идет. Он в веселом настроенье Молоко попил с печеньем, Что-то думает сидит И на бабушку глядит. Кто-то бабушку позвал. Внук со стула сразу встал, Быстро принял он решенье: Положил в карман печенье, Взял он кружку с молоком И - к обидчику бегом. Как чудесно солнце греет! Увидал вдали Сергея И кричит ему: "Сергей! Подойди сюда скорей! Да не бойся подходить - Я тебя не буду бить!" Подошел Сергей к порогу, На Петра глядит с тревогой. Тот с приветливым лицом Держит кружку с молоком, Говорит ему: "Сережа, Хочешь кушать ты, быть может?" А Сергей ему в ответ Прошептал: "Да вроде нет..." Петя смотрит с сожаленьем: "Ах, как жалко! - и с волненьем Говорит: - А может быть, Ты, Сережа, хочешь пить? Вот давай попьём с тобою, Знаешь, вкусное какое! " И Сергею прямо в рот Кружку полную сует. А Сергей стоит невесел, Низко голову повесил, Прямо под ноги глядит И тихонько говорит: "Петя, где твоя машина? Мы её сейчас починим. " Помолчал, потом сказал: Это я её сломал...
А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
Да, но в настоящее время, мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно.
12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:12)
Цитата (Елена)
Ты знаешь, на спине ведь можно лежать не шевелясь, если море спокойно... Нужно только правильно дышать...
Это здорово! Какое-то особое состояние единения с водой. А если еще и море будет таким же чистым и прозрачным, как на картинке Кагая, то наверное, вообще из воды не выйду. Буду жить как человек-амфибия
Посмотри на эту прелесть, вот для кого родная стихия вода... и плывёт, и парит, и купается - всё вместе. Вот бы научиться так плавать.... Только звук убавь, очень уж громкая музыка...
Сообщение отредактировал Елена - Пятница, 05.07.2013, 01:25
Наверное в идеале надо уметь и парить, и плавать,и ходить.
Кто знает, может быть потом всё так и будет... И летать, и плавать, и ходить... Сейчас эти три функции объединены только у птиц. Некоторые из них и летать умеют, и под водой отлично плавают, например, оляпка.
Ещё раз спасибо тебе, получила большое удовольствие читая об этом Божьем чуде... Скопировала всё от туда же....Оляпка. Русалка речных вод
ПЕСНЯ О КРАСОТЕ, ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙ МИР
"И вдруг из этой бездны стремительно и даже как-то мягко и небрежно выныривает оляпка. Живая! И прямо с порога, точнее с края льда, нимало не смущаясь моего присутствия, запела…
Громким сильным голосом, который был слышен по всей замёрзшей Вселенной, маленькая птичка без усилий и надрыва, а непринуждённо, как бы между делом, выводила сильные приятные журчащие трели и свисты. Не успел я опомниться, как всё исчезло также стремительно, как и появилось. Даже кругов на воде не осталось там, где только что нырнула птичка. Только водяные буруны подскакивали, как и прежде, налетая на невидимые глазом подводные камни.
Вскоре мои переживания о том, где же вынырнет смелая птица, хватит ли ей воздуха до следующей полыньи, а вдруг я ей помешал, и она теперь задохнётся подо льдом, добираясь до следующего «продуха» остались позади. За ближайшим поворотом реки обнаружилась ещё одна полынья, а на её ледяном берегу моя «пропажа» снова возвещала всему свету о силе и красоте жизни, преображающей мир."
Интересно песня "Шумит и бушует" об оляпке? Нет я ошиблась это малиновка....Но очень уж хорошие птички....
а тогда познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:12)
" Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю". (Ос.6:3)
Понравилось Назидательно. Решил забрать сюда, чтобы перечитывать иногда и помнить об этом.
Почему не надо быть как инкрустированный столик
Мне попалась реклама - инкрустированный столик. Очень красивый, разноцветный, восточного стиля. Сам Ашшурбанипал не отказался бы за таким столиком играть в нарды или в другие игры. И цена небольшая. 8 тысяч рублей за такую красоту.
Можно кофе пить, можно положить телефон и планшет на этот красивый столик.
Но я решила ещё подумать. Надо осознанно потреблять, не совершать импульсивных покупок. И разобраться с доставкой - попозже. Подумаю и куплю, скорее всего.
Но этот столик мне начали предлагать постоянно. На почте - столик. Во всех сетях - столик. Под текстами - столик. Вот прекрасный столик! Купите его, скорее купите, только взгляните - он замечательный! Столик, столик, столик…
Столик намозолил глаза. Стал назойливым. Узоры на нем какие-то аляповатые, слишком броские цвета. И он надоел уже в виде картинки; покупать его не хочется. Он везде лезет, этот столик. И настойчиво предлагает себя. Куда ни зайдёшь - всюду этот разноцветный столик.
И постепенно стали заметны его недостатки. Нет, они и раньше были. Просто назойливость столика стала раздражать. И мозг услужливо начал указывать на недостатки этого изделия, чтобы раздражение оправдать.
Он слишком маленький. Слишком яркий. Какой-то кустарный. И цена подозрительно невысокая для мебели ручной работы. Наверное, подделка дешёвая.
Столик остался прежним. Это реакция на назойливость началась.
…Не надо быть как столик. Первое тёплое чувство и хорошее отношение можно уничтожить, если не знать меры и навязываться. Лезть и лезть к человеку; писать, звонить, приходить постоянно, предлагать отношения, общение…
Куда человек ни придёт, а там уже ждёт столик. Который с каждым разом кажется все менее симпатичным. И нет желания тратить деньги и время на него, он уже прискучил…
Это про отношения и про рекламу. Есть грань, за которой милое и интересное превращается в ненужное и тягостное. Иногда эту грань переходят так быстро, что отношения даже начаться не успевают. И возникает раздражение. Хотя все так хорошо начиналось! Людям нужны паузы, нужно время, чтобы самому захотеть купить столик или вступить в отношения. Иначе ничего не получится.
А рекламу отключат, нажмут «не интересно». Потому что действительно стало не интересно. Даже наоборот…
Первое тёплое чувство и хорошее отношение можно уничтожить, если не знать меры и навязываться. Лезть и лезть к человеку; писать, звонить, приходить постоянно, предлагать отношения, общение…
Звучит очень угрожающе, если проецировать на себя. Где та грань и мера? Можно конкретнее? Сколько раз можно позвонить, сколько сообщений отправить, сколько раз в неделю , месяц, год посетить человека, чтобы это не сочли навязчивым. Есть такие цифры? Сверх которых это будет уже неприлично. Вы, конечно, скажете, что это надо чувствовать.. Но вот это Ваше " предупреждение" кому? Ведь не только себе, раз Вы его тут разместили для общего обозрения. Да и вообще, не в колличестве дело. Если " столик", человек, действительно нужен, важен и ценен, если мы испытываем к нему не только те самые теплые и добрые чувства, но и постоянную потребность в нем, то он никогда не может надоесть. И вообще, человек - не столик! Очень примитивное и неуместное сравнение. Ничуть не лучше, чем бабу сравнивать с табуретом. ))))
Сообщение отредактировал Ahimsa - Пятница, 18.02.2022, 18:14
Но вот это Ваше " предупреждение" кому? Ведь не только себе, раз Вы его тут разместили для общего обозрения.
Себе, конечно, Марина! ))) Даже не думайте на кого-то проецировать! Это у меня в контексте размещения собственных материалов попалось, вот я и взял на заметку, что даже самые красивые и полезные вещи не должны ни в коем случае навязываться кому-либо, иначе возникнет эффект вот этого самого столика
если мы испытываем к нему не только те самые теплые и добрые чувства, но и постоянную потребность в нем, то он никогда не может надоесть. И вообще, человек - не столик! Очень примитивное и неуместное сравнение. Ничуть не лучше, чем бабу сравнивать с табуретом. ))))
Полностью согласен с этим. Что тебе близко и дорого, приносит радость и утешение, никогда надоесть не может. Но вот со столиком почему бы и не сравнить человека, если он действительно такой красивый и изящный :) Кстати, бабу с табуретом я бы вполне даже сравнил. Чем я хуже Некрасова? А вот женщину с бабой - навряд ли. Хотя это уже вполне привычное, устоявшееся сравнение, и даже воспетое некоторыми певцами земли русской.
даже самые красивые и полезные вещи не должны ни в коем случае навязываться кому-либо, иначе возникнет эффект вот этого самого столика
Цитатаzaharur ()
А вот женщину с бабой - навряд ли. Хотя это уже вполне привычное, устоявшееся сравнение, и даже воспетое некоторыми певцами земли русской.
Цитатаzaharur ()
Решил забрать сюда, чтобы перечитывать иногда и помнить об этом.
А я вот не буду поддаваться на провокации и снова затевать спор на тему " бабы, женщины и их отражение в русской литературе". Потому что, как минимум, могу просто любоваться " столиком" , не желая сделать его своим или как - то переделать под себя. Спасибо, Владимир, за полезное назидание. ))
А я вот не буду поддаваться на провокации и снова затевать спор на тему " бабы, женщины и их отражение в русской литературе".
Ну вот, сами же сослались на Некрасова! Это ведь он бабу с табуретом-то сравнивал, точнее со стулом. Но там разница небольшая, разве что у табурета спинки нет. Зато он как раз больше на стол похож. И нередко используется именно с этой целью. Так что сравнение у Кирьяновой вышло, в прямом смысле слова, классическое. Но затевать спор, конечно, не будем А то полезные наставления всю свою полезность вмиг утратят.